Подготовительные операции для ремонта двигателя
1. В данном разделе приведены некоторые подготовительные операции, выполнение которых требуется при проведении различных работ по ТО и ремонту двигателя. Как правило, они являются общими для всех двигателей. При первом знакомстве с руководством, материалы данного раздела можно пропустить - обращайтесь к ним только когда обнаружите соответствующую ссылку в других разделах и главах.
Снятие и установка крышки мультиреберного ремня и защиты картера двигателя
2. При проведении многих операций для освобождения доступа к соответствующим агрегатам требуется на бензиновых моделях снимать крышку мультиреберного ремня, а для дизельных моделей защиту картера двигателя.
3. Предварительно необходимо поддомкратить и установить автомобиль на подставки или поднять его на подъемнике.
4. Для снятия крышки мультиреберного ремня выверните 4 болта.
5.4 Болты (2) крепления крышки (1) мультиреберного ремня |
Замечание: В некоторых случаях может понадобиться снятие правого переднего колеса.
5. Для снятия защиты картера выверните 10 (на моделях, оборудованных двигателем объемом 1.9 л - 17) болтов крепления и снимите ее.
5.5 Крепежные болты (указаны стрелками) защиты (1) картера двигателя |
6. Защита картера может иметь сервисную крышку, предназначенную для освобождения доступа к сливной пробке на картере для слива двигательного масла - при необходимости выверните 4-5 крепежных болтов (в зависимости от модели) и снимите крышку.
7. Установка производится в обратном порядке.
Снятие правой опоры двигателя
8. Конструкция передней подвески и расположение приводных агрегатов на двигателях исполнены таким образом, что для снятия зубчатого ремня/цепи привода ГРМ, на некоторых моделях и мультиреберного ремня, а также для демонтажа некоторых агрегатов требуется отсоединить правую опору двигателя. Для этого предусмотрена возможность демонтажа правой опоры без снятия двигателя.
9. Для проведения работ потребуется подъемное устройство (тельфер) с соответствующими приспособлениями для поднятия двигателя, либо универсальный или специализированный комплект приспособлений фирмы Opel для удерживания двигателя на переднем подрамнике автомобиля во время снятия/замены опоры. При снятии ремня/ цепи на некоторых двигателях для извлечения болтов крепления из посадочных гнезд может потребоваться слегка поднять/опустить двигатель. В этом случае для вывешивания силового агрегата необходимо использовать только подъемное устройство, позволяющее изменять положение двигателя после снятия опоры. В некоторых случаях для вывешивания двигателя можно использовать домкрат, проложив между головкой домкрата и двигателем деревянный брусок подходящего размера. Все работы со снятием опор двигателя рекомендуется выполнять на СТО компании Opel.
10. Ниже описана процедура установки/снятия универсального приспособления на примере двигателя Z18XE.
Замечание: Для некоторых двигателей могут дополнительно понадобиться специальные переходники
11. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи , снимите крышку двигателя и воздухоочиститель .
12. Поддомкратьте и установите автомобиль на подставки или поднимите его на подъемнике. Снимите крышку мультиреберного ремня или защиту картера двигателя (см. выше). Высвободите из держателей проложенные по подрамнику передней подвески 2 гидравлические линии усилителя руля.
5.13 Установка приспособления OpelКМ-6313 (1) на подрамник |
13. Установите приспособление OpelКМ-6313 сначала на левую сторону подрамника (I), а затем на правую (II). Направляющие пальцы приспособления должны войти в отверстия на подрамнике. Затяните крепежные болты.
14. Установите и закрепите 3 опоры приспособления: А - со стороны коробки передач, В - со стороны правой опоры. Отрегулируйте высоту опор, выкручивая их вверх пока они не упрутся в блок двигателя - приспособление должно плотно, без люфта, зафиксироваться на подрамнике.
5.14 Установка опор приспособления Оре1-КМ-6313 (на примере двигателя Z18XE) |
15. Опустите автомобиль выверните крепежные болты (см. иллюсграции) и снимите опору двигателя. При необходимости снимите кронштейн крепления опоры к блоку двигателя.
Замечание: Общий вид и крепление опор на разных моделях может несколько отличаться от показанных на иллюстрациях.-
5.15а Правая опора (1) двигателей Z16XE/Z18XE |
|
16. Демонтаж приспособления производится в обратном порядке.
Снятие и установка шкива коленчатого вала
17. Шкив устанавливается непосредственно на цапфу или на шестерню коленчатого вала. На большинстве двигателей шкив исполняет роль демпфера крутильных колебаний.
18. Перед снятием шкива предварительно должны быть сняты крышка мультиреберного ремня/защита картера двигателя и мультиреберный ремень
Замечание: Может потребоваться снятие правого переднего колеса.
5.19 Блокировка маховика двигателя от проворачивания при помощи приспособления КМ-911 |
19. Снятие шкива не представляет особых сложностей. В зависимости от модели необходимо открутить один центральный или несколько расположенных по периметру посадочного фланца болтов. Чтобы открутить болты предварительно следует заблокировать от проворачивания маховик двигателя. На двигателях Z16XE/Z18XE извлеките заглушку на куполе маховика, и установите специальное приспособление Ореl-КМ-911 .
Замечание: Незабывайте извлекать стопорное приспособление, если после отсоединения шкива необходимо будет провернуть коленчатый вал.
На некоторых моделях двигателей коленчатый вал можно удерживать от проворачивания за ценральный шестигранник при помощи ключа с накидной головкой (в этом случае болты крепления шкива расположены по его периметру).
5.20 Установка специальных приспособлений КМ-6347 (2) и КМ- 956-1 (3) для снятия шкива (на примере двигателя Y30DT) |
20. Шкивы, на которых есть равномерно расположенные по внутреннему периметру отверстия, или крепление обода шкива к цапфе выполнено в виде спиц, можно удерживать от проворачивания при помощи специальных приспособлений , так же как при снятии зубчатых колёс привода распределительных валов (см. ниже), - воспользуйтесь помощъо ассистента.
21. На двигателях с высоким сопротивлением проворачиванию вручную (например, двигатель Z32SE), болты крепления шкива отпускаются и выворачиваются при надетом мультиреберном ремне. Затем необходимо снять ремень , снять шкив с цапфы коленчатого вала.
22. Если коробка передач была предварительно отсоединена от двигателя, блокировка маховика производится при помощи специального стопора, устанавливающегося на корпус двигателя
23. Для устранения неисправности при совершении дальней поездки, когда нет возможности поддомкратить автомобиль и т.п., с целью блокировки коленчатого вала от проворачивания попросите помощника включить высшую передачу и до упора выжать педаль ножного тормоза (на моделях с РКПП).
24. Перед снятием, если нет специальных меток или посадочных штифтов/ шпонок для установки шкива в строго определенном положении, необходимо запомнить его положение на посадочном фланце/хвостовике коленчатого вала - нанесите метки самостоятельно при помощи керна или маркера.
25. Установка шкива производится в порядке, обратном его снятию. Затяните крепежные болты с требуемым усилием (см. Спецификации). При установке следует использовать только новые болты.
Снятие и установка зубчатых колес/звездочек распределительных валов
Снятие
26. На двигателях с ременным приводом ГРМ - предварительно необходимо снять зубчатый ремень . На двигателях с приводом ГРМ посредством цепи отпускать болты крепления звездочек можно при надетой цепи, а при выполнении некоторых операций это просто необходимо.
|
27. В первую очередь, как правило, снимается колесо распределительного вала выпускных клапанов. Для снятия зубчатого колеса установите приспособления КМ-6347 и КМ-956-1 так, чтобы проточки приспособления КМ-6347 вошли в зацепление с колесом и, повернув приспособление по часовой стрелке, затяните 2 крепежных болта.
Замечание: Если передняя часть распределительного вала выполнена в форме шестигранника, вывернуть болт крепления зубчатого колеса можно, удерживая вал при помощи ключа (см. ниже).
28. Воспользуйтесь помощью ассистента для удерживания колеса от проворачивания при помощи установленного приспособления, выверните крепежный болт колеса и снимите колесо. Снимите приспособление со шкива. Повторите процедуру для снятия остальных (на соответствующих моделях) зубчатых колес.
5.29 Снятие звездочки привода распределительного вала (на примере двигателя Y22DTR) |
29. Для снятия звездочек (зубчатых колес - на некоторых моделях) привода распределительных валов необходимо вывернуть крепежный болт, удерживать соответствующий вал от проворачивания за шестигранную часть при помощи второго ключа .
Установка
30. Установите колеса/звездочки поочередно на свои места - затяните их крепежные болты вручную.
Замечание: На некоторых моделях зубчатые колеса впускных и выпускных распределительных валов имеют различное исполнение - будьте внимательны.
Затем удерживая колеса/звездочки от проворачивания (см. выше) затяните крепежные болты с требуемым усилием. При установке должны совпасть установочные метки колеса и распределительного вала - обычно они выполнены в виде направляющих штифтов или шпонок.