Снятие двигателя


1. Формат издания не позволяет подробно описать особенности снятия всех двигателей, рассматриваемых здесь. Ниже приведена процедура снятия двигателя в общем виде и даны принципиальные указания.

2. Сразу следует отметить, что данная процедура достаточно сложна для обычного автолюбителя и требует использование достаточно серьезного подъемно-такелажного и некоторого другого оборудования. Большое значение имеет наличие соответствующей рабочей площадки, на которой должно быть достаточно места для размещения на ней автомобиля, прочного верстака/монтажного стенда, а также необходимых материалов, оборудования и снимаемых с двигателя компонентов. Оптимальным вариантом является большой гараж или крытая мастерская, оборудованная стеллажами с широкими полками. На крайний случай подойдет просто ровная площадка с асфальтовым или бетонным покрытием.

3. В процессе извлечения агрегата из автомобиля возникает множество ситуаций, когда потребуется помощь ассистента - заранее договоритесь с кем-либо из знакомых или соседей по гаражу. Если извлечение двигателя производится механиком-любителем впервые, обязательно следует заручиться поддержкой специалиста или того, кто уже выполнял данную процедуру на таком же автомобиле. Некоторые операции возможно выполнить только в условиях СТО (например, удаление хладагента из системы К/В), поэтому часть процедур, требующих высокой квалификации персонала и применения специального оборудования, придется поручить специалистам автосервиса.

4. Постарайтесь заранее спланировать всю последовательность действий. Приготовьте необходимые инструменты и оборудование. Желательно вымыть двигатель и трансмиссию. Подготовьте комплект гаечных ключей и сменных торцевых головок с подходящим (желательно храповым) приводом, пара прочных деревянных блоков, а также достаточное количество ветоши и растворителя для удаления следов топлива, масла и охлаждающей жидкости.

5. В связи с особенностями компоновки и подвески двигателя, он снимается вместе с коробкой передач на подрамнике. Извлечение силового агрегата производится путем опускания его из двигательного отсека вниз, поэтому потребуется оборудование для поднятия автомобиля на достаточно большую высоту и надежной фиксаци. его в поднятом положении. При выполнении работ по раскреплению подвески двигателя он должен удерживаться сверху при помощи лебедки (тельфера), либо снизу при помощи гидравлического домкрата и специального при способления для удерживания агрегата на домкрате.

Замечание: Домкрат должен позволять осуществлять подъем агрегата как минимум на 100 см (1 м).

Внимание: Проследите, чтобы подъем ник и такелаж соответствовали по своим грузоподъемным характеристикам суммарной массе силового агрегата (двигатель с трансмиссией). Не забывайте о необходимости строго соблюдения требований правил техники безопасности! Выполняйте работы не торопясь, в организованной манере!

6. В первую очередь необходимо разрядить систему кондиционирования воздуха (при соответствующей комплектации). Данная операция выполняется при помощи специального оборудования - обратитесь к специалистам СТО.

Внимание: Тракт системы К/ В постоянно находится под давлением!

7. Снимите защиту картера/крышку мультиреберного ремня (в зависимости от модели) . Снимите передние колеса автомобиля

8. Слейте охлаждающую жидкость и сбросьте давление в топливной системе через сервисный штуцер при помощи специального прибора KM-J-34730-91 .

Внимание: Не следует завышать, что топливо является в высшей мере огнеопасной жидкостью! При работе с компонентами системы питания соблюдайте все принятые меры пожарной безопасности! Не курите, не приближайтесь к месту проведения работ с открытым огнем или незащищенной абажуром переноской! Топливо, как и большинство других технических жидкостей, относится к числу канцерогенных и токсичных веществ. Старайтесь не допускать попадания топлива на покрытые участки тела, - пользуйтесь защитными резиновыми перчатками и очками, при случайном непредвиденном контакте тщательно промывайте руки теплой водой с мылом. Без промедления собирайте пролитое топливо и не складывайте пропитанную ГСМ ветошь вблизи источников открытого огня. Постоянно держите под рукой огнетушитель класса В!

9. Если двигатель снимается с целью последующей разборки или транспортировки, снимите масляный фильтр и слейте масло . Желательно слить масло и из коробки передач.

10. Также следует слить жидкость омывания фар.

11. Далее приведен перечень основных операций по подготовке двигателя к снятию, большинство из них описаны в соответствующих главах.

Замечание: В зависимости от компоновки навесного оборудования на двигателе и в двигательном отделении количество и порядок снятия навесных элементов могут различаться,

а) Снимите воздухоочиститель в сборе с воздуховодами , отсоедините все воздуховоды турбокомпрессора;

b) Отсоедините и снимите аккумуляторную батарею и опорный поддон батареи;

c) Снимите частично или полностью систему выпуска отработавших газов и шланги системы вентиляции картера;

d) Отсоедините линии системы питания топливом ;

e) Отсоедините вакуумный шланг сервопривода тормозного усилителя;

f) Отсоедините шланг от вакуумного насоса и клапана EGR, - отведите шланг в сторону;

д) Отсоедините и отведите в сторону тросы газа и (при соответствующей комплектации) трос темпостата,- постарайтесь запомнить маршруты прокладки тросов;

h) Ослабьте хомуты и снимите верхний и нижний шланги системы охлаждения с радиатора. Отсоедините от двигателя все шланги охладительного тракта, снимите расширительный бачок;

i) Снимите передний бампер ;

j) На оборудованных системой кондиционирования воздуха моделях отсоедините от двигателя и отаедите в сторону линии рефрижераторного тракта ;

к) Произведите отсоединение электропроводки;

I) Высвободите жгуты электропроводки из всех промежуточных фиксаторов и разместите их сверху над двигателем, при необходимости снимите блок предохранителей;

т) Отсоедините от трансмиссии тяги переключения передач/трос селектора .

n) Отсоедините гидравлический шланг привода выключения сцепления (РКПП) ;

о) На моделях с AT отсоедините от трансмиссии электропроводку

 

12. Отсоедините промежуточный вал рулевой колонки, отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков и снимите оба приводных вала

13. Установите приспособление для снятия правой/левой опор . Снимите правую и левую опоры двигателя .

14. Еще раз удостоверьтесь, что все коммуникационные линии отсоединены и ничто не мешает извлечению силового агрегата из двигательного отсека.

Внимание: Ни в коем случае не вскрывайте рефрижераторный тракт системы К/В (при соответствующей комплектации)!

снятие двигателя
20.15 Установка приспособлений КМ904 (1) и КМ-6312 (2) на передний подрамник

3 Центрирующие оси

 

15. Заведите под двигатель тележечный домкрат. Поднимите и установите на передний подрамник приспособления КМ-904 и КМ-6312 - приспособления должны войти направляющими осями в соответствующие отверстия подрамника и плотно, без люфта, зафиксироваться на подрамнике.

Замечание:Центрирующие оси используются при установке двигателя, при снятии должны находиться в нижнем положении (см. там же).

16. Вывернув крепежные болты, отсоедините передний подрамник от кузова автомобиля

17. Опустите силовой агрегат на переднем подрамнике, следя за тем, чтобы не передавить шланги или электропроводку и не повредить радиатор/вентилятор. В случае необходимости обратитесь к помощи ассистента.

18. Выкатите домкрат с закрепленным на нем силовым агрегатом из-под автомобиля. Вывесите силовой агрегат и снимите подрамник, отсоединив переднюю и заднюю опоры. Выверните болты крепления купола сцепления и отделите коробку передач от двигателя.

19. Установка всех агрегатов и снимавшихся компонентов производится в порядке, обратном порядку снятия.










Двигатель
Крышка двигателя
Проверка компрессии в цилиндрах
Диагностика двигателя вакуумметром
Подготовительные операции к ремонту
Приведение поршня в ВМТ
Снятие и установка приводного ремня
Снятие и установка ремня/цепи ГРМ
Проверка и регулировка клапанов
Снятие и установка распредвалов
Снятие и установка ГБЦ
Снятие и установка поддона картера
Снятие и установка масляного насоса
Измерение давления моторного масла
Снятие маховика/приводного диска
Замена сальников коленчатого вала
Замена опор силового агрегата
Снятие двигателя
Моменты затяжки резбовых соединений
Системы охлаждения двигателя, отопления салона и кондиционирования воздуха
Антифриз
Опорожнение и заправка системы охлаждающей жидкостью
Отсоединение и замена шлангов системы охлаждения
Обслуживание системы охлаждения, промывка
Вентилятор системы охлаждения 
Радиатор системы охлаждения 
Водяной насос
Термостат
Системы управления двигателем
Система питания
Сбрасывание давления в системе питания бензиновых двигателей
Проверка состояния и замена топливных линий и их штуцерных соединений
Удаление воздуха из топливного тракта дизельного двигателя
Удаление загрязнений и воды из системы питания дизельного двигателя
Снятие и установка компонентов впускного воздушного тракта
Снятие и установка педали газа
Снятие и установка топливного насоса/датчика запаса топлива
Снятие и установка хомута крепления топливного фильтра (диз)
Снятие и установка топливного бака
Снятие и установка клапана вентиляции топливного бака (EVAP)
Система управления бензинового двигателя
Принцип функционирования систем впрыска топлива бензиновых двигателей
Снятие и установка топливных инжекторов
Система управления дизельного двигателя
Принцип функционирования систем впрыскатоплива дизельных двигателей
Снятие и установка топливных форсунок
Снятие и установка ТНВД
Турбокомпрессор и интеркулер - общая информация
Сажеулавливающий фильтр (1.9 л)
Система выпуска отработавших газов
Снятие и установка системы выпуска отработавших газов
Снятие и установка сажеулавливающего фильтра (Z19DT)
Снятие лямбда-зондов
Системы снижения токсичности ОГ
О замене клапана рециркуляции